НЕОКОММУНИЗМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » НЕОКОММУНИЗМ » История России от истоков до Крещения » Дипломатия Древней Руси


Дипломатия Древней Руси

Сообщений 31 страница 40 из 81

31

http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/saharov_diplomatija/images/default_clip_image020.jpg
Бой руссов с византийцами

Отредактировано дсв (2015-01-26 11:32:55)

0

32

Таким образом, вместо первого требования непомерной дани-контрибуции Олег выдвинул другое, которое, видимо, удовлетворяло и руссов, и греков. Условие выплаты контрибуции оставалось, но сумма была значительно снижена — вместо 12 гривен на каждого воина уплачивалось по 12 гривен на уключину, на весло, за которым сидело по нескольку человек. Зато русские послы добились права на уплату Византией Руси ежегодных денежных «укладов» — дани.

Наконец-то Русь получила от Византии ту же высокую привилегию, которой пользовались и другие соседи и союзники империи. Константинополь платил ежегодные денежные дани в свое время Аварскому каганату, Хазарии, затем стал платить Болгарии, некоторым другим странам. Разными причинами объяснялись эти выплаты. Болгария в конце VII в. вырвала это условие силой, и с тех пор Византия, правда с перерывами, которые вызывали новые военные конфликты, уплачивала дань болгарам. У Аварского каганата таким путем покупалось в свое время спокойствие на византийских границах, у Хазарии — союзная помощь. И не только Византия строила свои отношения с соседями на условиях выплаты ежегодных денежных даней. Подобного рода договоры заключали между собой и другие государства. Так, германский король Генрих I в середине X в. выплачивал Венгрии ежегодную денежную дань за условие не нарушать мира на германских границах. И едва Германия отказалась выплачивать дань, как венгры организовали нападение на земли Генриха I .

Эту традицию взаимоотношений между странами уже освоила и Русь: она сама ежегодно выплачивала дань варягам за мир на своих северо-западных границах, откупилась такой же данью от нашествия венгров в конце IX в.

Теперь же настало время Руси диктовать свои условия Византии, и в основе их лежал победоносный поход русского войска на Константинополь. Русь отныне не только была признана Византией, но и поднялась на совершенно новый уровень отношений. Условия нового договора как бы ставили ее в один ряд с крупными державами второй половины I тысячелетия н. э. Теперь уже Византия уплачивала Руси дань.

Забегая вперед, скажем, что все последующие конфликты Руси с Византией, войны между ними во многом происходили оттого, что империя, пользуясь тем или иным поводом, отказывалась платить дань, а Русь стремилась заставить ее выполнять прежние обязательства.

Византийский хрисовул. Послы Олега в Константинополе в ходе напряженных переговоров договорились о возобновлении между странами мирных отношений, добились выплаты империей контрибуции и дани. Но это еще не все. Наряду с традиционными для отношений между различными странами условиями мира Русь выговорила у Византии и другие пункты нового договора, причем они были оформлены в виде жалованной грамоты императоров Византии Руси — таков уж был порядок заключения Византией договоров с другими странами, договоров, даже невыгодных империи. Они все равно облекались в форму пожалования — империя никак не могла отказаться от своего первенствующего политического положения в окружающем ее «варварском» мире. А для «варваров» важна была суть дела. Не пришло еще время для того, чтобы они дали бой византийским дипломатам и по части формы дипломатических документов.

В жалованной грамоте, которая в Византии называлась хрисовулом, говорилось о том, что русские послы, приходя в Константинополь, имеют право требовать посольское содержание «елико хотячи», т. е. столько времени, сколько им потребуется. Что касается самого содержания, то оно было точно определено византийским дипломатическим ведомством в соответствии с принятыми правилами. Заметим, что в Византии с момента пересечения ее границы иностранные посольства брались на содержание империи вплоть до отбытия в свою страну. Обычно определялись и сроки пребывания послов в Византии. Иногда в договорах между различными странами подчеркивалось, что сроки пребывания посольств должны быть короткими, строго необходимыми для завершения дела. Руссы же добились для себя бессрочного содержания, что, возможно, было связано с трудностями длительного пути, а также невозможностью за одну навигацию уладить все необходимые дела. Им приходилось задерживаться в Византии и на зиму, а возвращаться лишь следующей весной.

Русским купцам было позволено брать месячину, т. е. помесячное содержание в виде хлеба, вина, мяса, рыбы, фруктов в течение шести месяцев, т. е. на период одной навигации, в весенне-летне-осенний период. Если первый торговый караван мог появиться на Руси в конце апреля — начале мая, то в октябре — не позже — купцы должны были отбывать из пределов Византийской империи. Зато и им, и послам предоставлялось право вволю пользоваться византийскими банями («И да творят им мовь, елико хотят»). Греки пошли навстречу руссам в их пристрастии к баням, о котором уже в те времена сообщали византийские и восточные авторы. Кроме того, русским караванам предоставлялись на обратную дорогу по необходимости корабельные снасти, еда.

Дипломатические и торговые отношения между Русью и Византией прочно входили в русло международных традиций; договор отражал и насущные интересы русского купечества.

Свои требования выставили руссам и греки. Если руссы приходили в Византию «бес купли», т. е. не для торговли, то им купеческое содержание — месячина не предоставлялась. Придя в город, все пришельцы из Руси должны были селиться на русском подворье, около монастыря святого Маманта. По приезде их должны были переписать императорские чиновники, выяснить, кто с какими целями прибыл и кому полагается купеческая месячина, а кому нет. В Константинополь руссы должны были входить лишь через одни ворота, без оружия, в сопровождении императорского чиновника: греки боялись, как бы русские вооруженные отряды хитростью не захватили город; тем более что такие факты случались: франки, болгары, турецкие пираты при помощи разных хитростей в IX — X вв. не раз небольшими силами овладевали крупными городами.

И еще одно условие выставили греки: «да запретить князь словомъ своим приходящимъ Руси зде, да не творять пакости в селех в стране нашей». Это последнее ограничение ясно показывает, в какую сторону были направлены заботы греков: они стремились поставить руссов в Византии в определенные рамки законности, предотвратить их бесчинства на пути к Константинополю, ведь русские караваны были многочисленны и хорошо вооружены.

В конце жалованной грамоты руссам предоставлялось право беспошлинной торговли в Византии: «да творять куплю, яко же имъ надобе, не платяче мыта (пошлин. — А. С.) ни в чем».

Этот пункт договора был исключительно важен для русского купечества. Беспошлинная торговля была мечтой всех купцов мира во все времена. С неохотой предоставляли это право страны друг другу, и то либо под военным давлением, либо в силу каких-то особых причин. Так, Иван Грозный, стремясь укрепить торговые контакты с западными странами через порты Белого моря, предоставил беспошлинную торговлю в России английским купцам, первым появившимся в XVI в. на русском Севере.

В 907 г. это право было добыто победоносным походом русской рати под Константинополь.

В соответствии с тогдашними международными традициями переговоры завершились встречей Олега с византийскими императорами Львом VI и Александром. Императоры «миръ сотвориста со Олгом, имше по дань и роте заходивше межы собою, целовавше сами крестъ», т. е. договорившись о мире и согласившись выплачивать руссам дань, дали клятву (роту) и целовали по христианскому обычаю крест в знак верности заключенному соглашению.

Олег, согласно русскому обычаю, также дал клятву на верность договору: и он и его мужи «по Рускому закону кляшася оружьем своим, и Перуном богомъ своим, и Волосомъ, скотьемъ богомъ».

В заключение церемонии Олег повесил свой щит на воротах Константинополя в знак мира. Эта традиция была весьма распространенной у народов Восточной Европы. Наш летописец почему-то посчитал, что свой щит Олег водрузил на константинопольских воротах в знак победы. Простим древнему автору это небольшое увлечение, вызванное глубоко патриотическими намерениями.

Договор 907 г. открыл новый этап в истории древнерусской дипломатии. Русь впервые перешагнула рубеж, отделявший, пусть и сильную, «варварскую» державу от «цивилизованной» империи. В прошлом остались полевые миры, клятвенные устные соглашения IX в. На сей раз Русь не только встала вровень с другими крупными державами того времени в своих отношениях с Византией, но и превзошла их тем, что подробно, в виде письменного документа детализировала суть этих отношений — политическую и экономическую.

Договор 907 г. на долгие годы (обычно такие миры, называвшиеся глубокими, государства заключали на 30 лет) заложил фундамент отношений между двумя странами. Но характеристика договора будет неполной, если мы не обратим внимание на последующие союзные действия Руси и Византии на Востоке.

Еще применительно к 60-м гг. IX в. была замечена связь между русско-византийским договором «мира и любви» и действиями русской рати в Закавказье, ударившей по вассалам Арабского халифата. Теперь это повторилось. В 909 — 910 гг. состоялся новый поход русской рати на Восток, направленный против Юсуфа ибн-Абу с-Саджа, наместника багдадского халифа в Южном и Юго-Западном Прикаспии, а также против Саманидов — владетелей Мавераннахра, Хорасана и Табаристана, бывших вассалами халифа. Вполне вероятно, что дань, которую выплачивали византийцы Руси, шла и в уплату союзнических действий руссов на Востоке. Но пока это предположение. Последующие факты поставят его на прочную документальную основу.

0

33

Новое соглашение

Прошло четыре года, и древнерусская дипломатия обогатилась еще одним выдающимся дипломатическим памятником, на сей раз письменным русско-византийским договором.

За это время между Русью и Византией не произошло никакого военного конфликта; русская летопись вообще молчит о каких-либо событиях в 908 — 912 гг., а потом вдруг под 912 г. летописец записал: «Посла мужи свои Олегъ построити мира и положити ряд межю Русью и Грекы...» А далее изложил новый письменный договор, имеющий точную дату — 2 сентября 911 г.

Отредактировано дсв (2015-01-26 11:46:01)

0

34

http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/saharov_diplomatija/images/default_clip_image022.jpg
http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/saharov_diplomatija/images/default_clip_image024.jpg

0

35

Причину нового соглашения, которое говорит о большой дипломатической активности Руси в это время, мы находим в самом летописном тексте. Олег собирался «построить» мир, т. е. усовершенствовать его, и «положити» ряд между двумя странами. А ниже в самом договоре расшифровываются эти понятия: посольство было послано в Константинополь «на удержание и на извещение от многих лет межи хрестьяны (греками. — А. С.) и Русью бывшюю любовь»; было решено укрепить эту «любовь» «не точью просто словесемъ, и писанием и клятвою твердою», т. е. стороны посчитали необходимым договор о «мире и любви», заключенный в 907 г. устно, теперь положить на пергамен, сделать его письменным документом. Что касается «ряда», то договор вполне проясняет причину его выработки. После закрепления в письменном виде идей мира и дружбы между двумя странами договор продолжается перечислением конкретных пунктов, в которых отражено дальнейшее совершенствование отношений между подданными обеих стран. Об этих пунктах там сказано: «А о главах, аже ся ключит проказа, урядимъ ся сице», т. е. стороны урядились, выработали «ряд» по всем возникающим спорным вопросам, различного рода злодеяниям. Видимо, за истекшие четыре года бурно развивались торговые отношения между странами: немало руссов побывало в Византии, немало греков посетило Русь — и выявилось, что эти поездки таят в себе массу возможных казусов, противоречий и даже уголовных преступлений. Новый «ряд» указывал путь для решения основных возникающих спорных вопросов.

Конечно, такие соглашения не заключаются без предварительной договоренности. Так и здесь: прежде чем русские послы появились в Константинополе, между русскими и византийскими дипломатами состоялась предварительная встреча, о чем говорят начальные слова: «Равно другаго свещания, бывшаго при тех же царьхъ Лва и Александра», т. е. текст договора представлен в соответствии с другим совещанием, которое состоялось при императорах Льве VI и Александре, правивших на византийском престоле вдвоем до июня 911 г., когда к ним присоединился также объявленный императором малолетний сын Льва VI — Константин. Кстати, в самом тексте договора, который был заключен в сентябре 911 г., упоминаются уже все три византийских императора. Такого рода предварительные встречи для выработки проекта нового договора практиковались уже во второй половине I тысячелетия. Кроме русско-византийских письменных договоров известен еще один письменный развернутый договор, заключенный Византией с другой державой, — это договор с Персией 562 г. Проект его тоже вырабатывался во время предварительных встреч представителей двух государств, и лишь затем состоялась специальная посольская конференция, на которой и был составлен окончательный текст договора.

Итак, русские послы в который раз двинулись в Константинополь для выработки нового «Мира — ряда». В начале договора приводятся полностью их имена — пятнадцать человек, и среди них наши старые знакомые Карл, Фарлоф, Вельмуд, Рулав и Стемид. Причем Карл снова идет первым, а это означает, что он и на этот раз был главным, первым послом, а Стемид замыкает список, как и в 907 г. Там он упоминался последним, пятым, и здесь также стоит последним, пятнадцатым. Эти детали указывают, что уже в это время на Руси, как и в других странах, появились, как бы мы сегодня сказали, кадровые дипломаты. Карл уже не в первый раз встает во главе русского посольства. Не исключено, что он участвовал и в предварительных переговорах относительно «мира—ряда». А Стемид, вероятно, был либо писцом, либо переводчиком, во всяком случае занимал в составе посольства самое низкое положение.

Послы гордо заявили в Константинополе (и это нашло отражение в первых словах договора), что они представляют всю Русскую землю: «Мы от рода рускаго... иже посланы от Олга, великого князя рускаго, и от всех, иже суть под рукою его светлых и великих князь, и его великихъ бояръ...» Если раньше в применении к прежним временам можно было спорить, что это за Русь представляли неведомые послы, то теперь все сомнения исчезают: посольство направлено сильным и известным государством. Этот факт проливает свет и на прежние посольства. Несомненно, между ними протянута единая непрерываемая нить — с каждым десятилетием о государстве Русь появляется все больше сведений, все громче звучит его голос на международной арене. Вся Русь имеется в виду в этих словах, потому что вассалы Олега сидели и в Чернигове, и в Переяславле, и в Ростове, и в Полоцке, и в других городах. Но Русь княжеско-боярская. Перед нами впервые звучит полноправное представительство единого Русского государства, объединившего почти все основные восточнославянские племенные конфедерации—княжества.

Громко и торжественно, впервые в письменном виде провозглашают два государства свою приверженность «миру» и «любви»: «по первому убо слову да умиримся с вами, грекы, да любим друг друга от всеа души и изволениа...» А далее следует текст, который говорит, что обе стороны клянутся соблюдать «любовь непревратну и непостыжну», «непре-хожну всегда и во вся лета». Затем идет «ряд»—серия статей, регулирующих последующие отношения между руссами и греками. Они охватывают самые разнообразные стороны жизни подданных обеих стран. Статьи говорят о способах рассмотрения различных злодеяний и мерах наказания за них; об ответственности за убийства, за умышленные побои, воровство, грабеж, за неуплату долга. Особо оговаривается порядок помощи купцам обеих стран, потерпевшим кораблекрушение. Подробно определена практика выкупа пленников друг у друга. Утраченная и не восстановленная статья посвящена порядку русской торговли в Византии. Сохранилось лишь ее название «О взимающих куплю Руси». По-видимому, она включала те пункты, регламентирующие русскую торговлю в империи, которые были записаны еще в договоре 907 г. Во всяком случае в последующем русско-византийском договоре 944 г., который объединил в единое целое «мир» 907 г. и «мир — ряд» 911 г., эти торговые пункты договора 907 г. воспроизводятся почти полностью.

В одной из статей четко видны классовые интересы двух раннефеодальных государств. Речь идет о статье, посвященной порядку возвращения бежавшей или похищенной русской челяди, рабов, феодально-зависимых людей. Строго приказывается возвращать челядь владельцам по их искам. Специальная статья говорит о союзной помощи грекам со стороны Руси и о порядке службы руссов в императорской армии. Если после выполнения союзной помощи русские воины захотят остаться уже «своею волею» в императорской армии, это им разрешается — «да будуть». Статья эта ясно указывает на то, что само условие о союзе двух государств и помощи Византии со стороны Руси было сформулировано ранее, по всей вероятности, в 907 г., а в 911 г. на этот счет появилось просто дополнительное разъяснение.

Мы видели, как после 907 г. Русь, выполняя союзнические обязательства, нанесла удар на Востоке по противникам Византии. Сразу же после 911 г. она снова активно выполняет свои союзнические обязательства: в 912—913 гг. следует новый русский поход в Закавказье; в это же время 700 русских воинов в составе византийской армии полководца Имерия отправляются на войну против критских арабов.

0

36

http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/saharov_diplomatija/images/default_clip_image026.jpg

0

37

Характерной чертой этого нового соглашения является то, что оно уже не носит формы императорского пожалования. Руссы настояли на полном равноправии при оформлении нового договора. Это была большая дипломатическая победа. Она еще более возвышала политический престиж молодого Русского государства.

Действительно, основная часть статей договора носит двусторонний характер: хранить «мир и любовь» должны обе стороны, нести ответственность за преступление обязаны одинаково и руссы, и греки, и даже оказывать помощь ладье, «выверженой» на берег, и проводить ее «поздорову» в «бестрашное место» вменяется обеим сторонам.

Более того, договор был составлен в двух абсолютно одинаковых экземплярах на греческом и русском языках. Только в русском тексте к грекам шло обращение от имени русского великого князя, его князей и бояр, а в греческом — от лица византийских императоров и «всех греков». Стороны обменялись этими грамотами: руссы получили греческий текст, а греки — русский. Но каждая сторона оставила себе копию со своего текста, который был отдан другой стороне. Вот эта-то копия с русского текста и попала, видимо, в руки Нестора — автора «Повести временных лет». Несомненно, что в великокняжеской канцелярии находился и оригинал договора на греческом языке. Этот порядок вполне был в духе времени — так же оформлялись и другие договоры раннего средневековья, в частности уже упомянутый греко-персидский договор 562 г. Русь тем самым продолжала осваивать международную практику заключения равноправных межгосударственных соглашений.

Впоследствии все эти документы — греческий оригинал и русская копия — погибли, и данный договор, и другие аналогичные документы сохранились в единственном виде в составе «Повести временных лет».

И все-таки Руси еще не удалось добиться полного равноправия с империей при заключении договора 911 г. Это видно из того, что вновь и вновь русские послы вынуждены были отправляться в Византию. Именно там решались судьбы отношений между двумя государствами. Олег — великий киевский князь — именовался в договоре просто «светлым князем», «светлостью», что, конечно же, принижало русского владыку перед иными крупными властелинами — хазарским каганом, болгарским царем, франкским императором, персидским шахом. Да и в отношении союза с Византией Русь находилась в невыгодном положении: союзные обязательства несла только русская сторона, только руссы должны были являться на помощь империи, принимать участие в ее походах.

Устранение этого неравноправного положения было еще делом будущего...

Закончились переговоры в Константинополе, был выработан и подписан русско-византийский договор. И теперь русским послам предстояло собираться в дорогу — уже близилась осень, плавание судов по Черному морю и Днепру заканчивалось.

0

38

http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/saharov_diplomatija/images/default_clip_image028.jpg
Киевская серебряная гривна XI в. и златник князя Владимира Святославича X в.

Отредактировано дсв (2015-01-26 11:54:34)

0

39

Перед отъездом на родину русское посольство было принято императором Львом VI , и на этом приеме послам были преподнесены дорогие подарки: золото, шелковые ткани, драгоценные сосуды. В данном случае русская дипломатическая миссия получила принятую в международной практике прощальную аудиенцию, или «отпуск», как ее именовали на Руси, у главы принимающего государства; подарки тоже были частью этого «отпуска».

А потом к послам назначили сопровождающее лицо — императорского «мужа», который ознакомил их с достопримечательностями Константинополя. Послы ходили по византийской столице, поражались на «церковную красоту», «полаты златыа» и всякое «сущая богатество». Особенно старались греки продемонстрировать руссам богатства и мощь византийской церкви, приобщить их к православным святыням. Летописец даже сообщает, что греки «учаще я (их. — А. С.) к вере своей и показующе им истиную веру». Так была продолжена линия, начатая еще в Суроже и поддержанная русским крещением в 60-е гг. IX в.: Византия настойчиво старалась крестить Русь и привязать ее к своей церковной и политической колеснице, а Русь, неторопливо идя навстречу Византии, примеривала христианство к собственным классовым и государственным интересам. Как видим, крещение Руси в 988 г. Владимиром имеет свою долгую и противоречивую историю.

Но и на этом еще не закончилась история русского посольства в Византию в 911 г. Прибыв на родину, оно было в торжественной обстановке принято князем Олегом. Послы доложили ему о ходе переговоров, о содержании нового договора, о том, «како сотвориша миръ, и урядъ положиша межю Грецкою землею и Рускою...».

Такой официальный прием посольства главой государства по возвращении послов на родину стал уже традиционным для международной дипломатии, и Русь приняла эту традицию, подчеркнув важность своей миссии в империю и значительность порученного ей дела.

0

40

Восточная политика Руси в IX — X вв.

По древним торговым путям. Мы уже обратили внимание на странную последовательность событий: после заключения между Русью и Византией очередного дипломатического соглашения следовал поход русской рати на Восток, против вассалов или наместников Арабского халифата в Закавказье. Так было в 60-е гг. IX в., так произошло и после заключения русско-византийских договоров 907 и 911 гг. Такие совпадения в истории не бывают случайными, тем более, что в договоре 911 г. прямо говорится о том, что Русь и Византия находятся в состоянии военного союза.

Но было бы неправильным думать, что вся политика Древней Руси на Востоке определялась лишь интересами и происками Византийской империи. По мере развития Русского государства, становления его внешней политики восточная политика Руси приобрела четко выраженную самостоятельность. Восток издавна манил русских купцов своими диковинными товарами, богатствами. Торговля с восточными странами была хотя и рискованным, но чрезвычайно прибыльным предприятием. Восточные походы на Северный Кавказ, Волгу, в Закавказье, особенно вдоль западных и южных берегов Каспийского моря, обещали богатую добычу; они постоянно будоражили воображение русских князей, бояр, дружинников. Но долгое время Русь не имела прохода на Восток. На восточных путях прочным заслоном стоял Хазарский каганат, давнишний друг и союзник Византии; путь по Волге контролировали вассалы Хазарии — волжские булгары. И все-таки со времени становления своего государства восточные славяне упорно стремились пробиться на Восток. Они были известны здесь, по восточным источникам, еще с VI в. Поскольку в ту пору часть славянских племен была подчинена Хазарии, то и сведения о славянах шли вместе со сведениями о хазарах. То сообщалось, что в земли хазар и славян в VI в. бежал брат персидского шаха, боясь преследований, то руссы VII в. упоминались среди прочих врагов арабов на севере, то, наконец, сообщалось, что они вместе с хазарами в VIII в. дрались против вторжения вплоть до Приазовья большого арабского войска во главе с полководцем Марваном. Неоднократно восточные авторы IX в. сообщали в своих сочинениях о русских купцах, о русской торговле на Востоке.

С каждым десятилетием здесь все громче был слышен голос Руси. Поход русской рати в начале IX в. был не столько против Византии, сколько против своего бывшего сюзерена и давнего противника Хазарии. Именно в это время в Северном Причерноморье по мере развития древнерусского государства завязывается новый узел противоречий между Византией, Хазарией и Русью. Хазария была традиционным союзником империи, но с IX в. она начинает все чаще и чаще угрожать византийским владениям в Крыму. Естественно, Византии было выгодно иметь в этом районе сильного противника Хазарии, каким со временем могла стать Русь. Одновременно Хазария по-прежнему нужна была империи как союзник в борьбе против арабских вассалов на Кавказе. Опасаясь крепнущей Руси, Константинополь не прочь был держать их в постоянном напряжении. Развивающееся соперничество мужающей Руси и угасающей Хазарии, контролировавшей все пути по Дону, Волге, восточной части Северного Причерноморья, постоянно наталкивалось на поддержку Византией Хазарии, которая хотя и была уже не столь надежным, как прежде, союзником, но все еще играла определенную роль в политических расчетах империи.

Чтобы пробиться на Восток, Руси необходимо было либо сокрушить Хазарский каганат, либо вступить с ним в союз, опираясь на поддержку Византии, которая стремилась направить русские союзные рати против своих врагов в Закавказье. Учитывая сложившуюся ситуацию, Русь, судя по всему, до поры до времени выбрала второй путь.

От 853 — 854 гг. до нас дошло свидетельство арабского автора ал-Йа'куби об установлении санарийцами — народом, жившим на территории Северной Кахетии — дипломатических контактов с властителем славян. А еще через несколько лет другой автор, на этот раз персидский, — Ибн-Исфендийар сообщил о походе руссов на город Абесгун, расположенный на юго-восточном побережье Каспийского моря и представлявший собой важный торговый порт, захват которого открывал путь в Среднюю Азию, в частности в богатый торговый Хорезм. Датируется этот поход по ряду признаков серединой 60-х гг. IX в., что означает, что он последовал за заключением русско-византийского договора начала 60-х гг. и, вполне возможно, отражал союзную помощь Византии со стороны Руси. Но как оказались руссы в Закавказье? Ведь они могли пройти туда только по Днепру, Черному морю, Дону, Волге, Каспийскому морю, т. е. частично по территории Хазарии. Однако источники, говорящие об этом походе, хранят об отношениях Руси и Хазарии полное молчание. Не будем и мы торопить события.

Поход в Закавказье. В 909 г. русская рать вновь появилась в Закавказье, и вновь удар ее был направлен на Абесгун. Сообщается, что руссы пришли морем на шестнадцати судах. На другой год, т. е. в 910 г., они появились здесь же «в большом количестве», сожгли в юго-восточной части Прикаспия город Сари, забрали большую добычу, много пленных, но на обратном пути были разбиты отрядами гиляншаха и ширваншаха. То были годы активизации византийской политики в Закавказье. Именно в это время пытался сбросить власть арабов царь Армении Смбат I . Советские ученые считают, что поход руссов был направлен против владык Мавераннахра и Хорасана и объективно укреплял византийские позиции в этом районе.

И снова русской рати, которая, как отмечено в источнике, пришла в Закавказье морем, неминуемо пришлось проплывать по территории Хазарии. И снова мы должны строить на этот счет лишь предположения.

Ситуация, однако, проясняется уже через 2 года, в 912—913 гг. Но прежде чем мы об этом скажем, стоит обратить внимание на то, что походы Руси на Восток после заключения русско-византийских договоров начала X в. следовали один за другим. Руссы доставляли немало хлопот вассалам Арабского халифата, потому что основная борьба шла именно с ними.

В отличие от предшествующих походов военная экспедиция 912—913 гг. была грандиозной по своим масштабам. О ней весьма подробно рассказывал арабский автор ал-Мас'уди в своем труде «Россыпи золота», написанном в X в., между 943 и 956 гг.

Он сообщил, что 500 русских кораблей двинулись в поход на Восток через земли хазар. Их путь проходил по Днепру, Черному и Азовскому морям. Из Азовского моря они вошли в устье Дона. Подойдя к хазарским заставам, руссы, как пишет ал-Мас'уди, «снеслись с хазарским царем» и просили о пропуске своей флотилии. Хазары согласились, но при условии, что половину захваченной в походе добычи руссы отдадут им.

Русские суда поднялись вверх по Дону, затем были перетянуты волоком в Волгу и через устье Волги вышли в Каспийское море.

Сначала они обрушились на южный берег Каспия и нанесли удар все по тому же Абесгуну, затем повернули на Запад, опустошили берега Гиляна, где два года назад гиляншах разгромил их собратьев, потом они появились на Апшеронском полуострове. Как и под Константинополем, они брали пленных, захватывали имущество, подавляли всякие попытки к сопротивлению.

Руссы пробыли в походе несколько месяцев, приняли здесь несколько сражений и зазимовали на одном из каспийских островов близ Баку.

С наступлением весны они двинулись в обратный путь. С дороги снова снеслись с хазарской столицей и послали кагану «денег и добычу, как это и было договорено между нами». Однако хазарские мусульмане, из которых состояла гвардия, стремясь отомстить за кровь своих собратьев на Востоке, решили наказать руссов. Хазарский каган тем не менее послал своих людей к русским вождям, предупреждая их о возможном нападении. Но это не изменило положения. 30 тыс. руссов пали под хазарскими мечами, а еще 5 тыс. погибли под ударами волжских булгар и буртасов — вассалов Хазарии. Лишь небольшая часть руссов вернулась на родину.

Жестокий урок. Отныне становилось очевидным, что никакие общие цели Византии, Хазарии и Руси по борьбе с Арабским халифатом в Закавказье не способны поколебать главное нарастающее противоречие между Хазарским каганатом и Русью. Хазария слабела. Сокращались ее владения. Упадок своего военного и экономического могущества она пыталась восполнить за счет близлежащих богатых колоний Византии. Все чаще ее интересы сталкивались с интересами империи в Крыму и на Северном Кавказе. Даже тогда, когда русская рать в 912 г. через хазарскую территорию двинулась на Восток, сама Хазария отбивалась от военной коалиции, которая была организована против нее Византией.

Все чаще основную роль в борьбе против арабов на Кавказе Византия отводила Руси. Хазария в это время отала испытывать сильное давление со стороны печенегов, которые появились в Приазовских и Причерноморских степях. И Византия все чаще натравливает этих кочевников против каганата, отношения с которым у православной Византии вконец испортились после принятия Хазарией в 20-е гг. X в. иудаизма. Теперь это была иудаистско-мусульманская держава, которая идеологически противостояла Византии. Единственной компенсацией для нее в этом районе могли быть крымские колонии Византии, весьма удаленные от империи, а потому слабозащищенные. И недаром Византия стремится поднять против Хазарии то печенегов, то аланов, то руссов. Сочинение византийского императора Константина Багрянородного буквально дышит ненавистью и к хазарам, и к руссам.

Русь, ведомая собственными экономическими и военными целями на Востоке, а также выполняющая союзнические обязательства в отношении Византии, послала свою рать на Восток. Хазария вынуждена была пропустить руссов. Между русскими вождями и хазарским каганом был заключен договор о проходе русского войска по хазарской территории. Этот договор объясняет, каким образом руссы появлялись на Востоке и прежде. Теперь можно смело утверждать, что и в 60-е гг. IX в. и в 909—910 гг. Русь дипломатическим путем при поддержке Византии получала согласие Хазарского каганата на проход по его землям в Закавказье.

Теперь же, теснимая Русью и Византией, Хазария предприняла открытое военное выступление. Удар в спину русскому войску под влиянием мусульманских кругов в хазарской столице четко определил ее позицию. Хазария пришла к откровенному противоборству с Русью и Византией. Теперь при определенных условиях никто уже не мог бы помешать Руси нанести Хазарии решающий удар. Для этого требовалось лишь время.

Но время еще не приспело. В 915 г. на Русь впервые пришли печенеги, и новый русский князь Игорь заключил с ними мир. В 920 г. Руси вновь пришлось воевать с печенегами. И снова, по-видимому, с ними был заключен мир, так как уже в последующие годы они выступают в качестве союзников Игоря во время его войны с Византией.

С 30-х гг. X в. стали нарастать противоречия между Русью и Византией, что дало Хазарии определенную передышку. В это время мы не видим и русских походов на Восток. А далее разгорелась русско-византийская война 941 — 944 гг., о которой речь впереди. Едва военная страда миновала и между Русью и Византией был заключен новый масштабный договор 944 г., как положение Хазарии вновь стало угрожающим.

В этом новом договоре имелась статья, которая еще более четко, чем прежде, определяла военный союз Руси и Византии. Она обязывала Русь направлять по просьбе Византии своих воинов, сколько потребуется, против того противника, которого определит Византия. В другой статье, однако, такие же обязательства берет на себя в отношении Руси и Византия: если русский князь, говорится в ней, где-либо будет вести войну и попросит помощи у империи, то получит ее в таких количествах, в каких потребуется: «да воюеть на техъ странахъ, и та страна не покаряется вамъ, и тогда, аще просить вой (воинов. — А. С.) у насъ князь руский да воюеть, да датъ ему, елико ему будетъ требе». Определен и район, где руссам, возможно, нужна будет помощь Византии, — это «Корсунская страна», т. е. земли, прилегающие к Херсонесу, центру греческих колоний в Крыму. А это означает лишь одно: Русь и Византия договорились бороться совместно с общим противником в Северном Причерноморье, Крыму, в Приазовье. Таким противником обеих стран в этом регионе была прежде всего Хазария.

Но и после этого договора час каганата еще не пробил. В это время у Византии был более серьезный противник — арабы, которые продолжали угрожать империи с Востока, со стороны Малой Азии, и удар им в тыл, по их вассалам в Закавказье, как и прежде, был весьма желателен.

В 945 г., вслед за заключением русско-византийского договора 944 г., русская рать вновь двинулась на Восток — реализовывалась статья о военном союзе, по которой русский князь должен был посылать войска на противников Византии. И вновь этот поход отвечал интересам русского раннефеодального государства, стремившегося закрепить за собой торговые пути на Восток, захватить богатую добычу.

Новый поход на Восток. На сей раз руссы избрали иной путь, чем прежде. Наученные горьким опытом в 912 — 913 гг., когда хазары предательски напали на них, и не доверяя более каганату, русские вожди повели свои дружины в Закавказье, минуя хазарские границы. Перс Ибн-Мискавейх и албанский историк Мовсес Каланкатваци, писавшие в X в. в своих сочинениях, а также некоторые другие авторы, дополняя и уточняя друг друга, рассказывали об этом походе, который, видимо, стал широко известен в тогдашнем восточном мире и поразил воображение современников.

Руссы прошли из Черного моря в устье реки Куры, впадающей в Каспийское море. Как они могли там оказаться? Путь у них был один — сухопутьем через Северный Кавказ, через земли дружественной Византии, воинственных алан. А это значит, что русское посольство либо прежде побывало у алан, договариваясь о пропуске русского войска, либо отправило к ним гонцов уже во время похода. Во всяком случае дипломатические контакты по этому поводу были совершенно необходимы.

По Куре руссы поднялись вверх и овладели столицей Аррана (располагавшегося на территории нынешнего Азербайджана) — городом Бердаа.

Руссы появились здесь не случайно. Бердаа издавна был известен как большой и богатый город, торговый центр целого края. В восточных сочинениях авторы называли его Багдадом Кавказа. В то время в Бердаа правил владыка местного народа дейлемитов Марзубан — союзник Византии, на которого со всех сторон наседали вассалы Арабского халифата. Именно сюда, возможно на помощь Марзубану, и пришли руссы. Не исключается, что в Бердаа они вошли как победители. Каланкатваци пишет о том, что руссы, «подобно вихрю, распространились по всему Каспийскому морю до столицы агванской (Аррана. — А. С.) Партава (Бердаа. — А. С.)».

Затем между руссами и местными жителями начались недоразумения, стычки, вылившиеся в конце концов в обыкновеную войну. Восточные авторы сообщают, что руссы овладели городом и «полонили жителей его», «завладели всем имуществом жителей». Но и после этого отношения с ними у руссов были не вполне обычными. Они «сделали объявление, успокаивали жителей его (города. — А. С.) и говорили им так: «Нет между нами и вами разногласия в вере. Единственное, чего мы желаем, — это власти. На нас лежит обязанность хорошо относиться к вам, а на вас — хорошо повиноваться нам». Таким образом, руссы стремились придать своему пребыванию в крае видимость законности. Что это было — желание сделать Бердаа своей опорой на будущее, окончательно укрепиться в крае или попыткой сохранить город за собой на время сокрушения местных мусульманских правителей — вассалов халифата? Ответить на этот вопрос практически невозможно. Но ясно одно: руссы старались утвердиться здесь на определенное время и хотели установить мирные отношения с местными жителями.

Но мира не получилось. Дейлемиты пытались отбить город, но безуспешно. Против руссов вспыхнуло восстание горожан, которое было жестоко подавлено. Жители подверглись ограблению: каждый должен был выкупить свою жизнь, а взамен он получал «кусок глины с печатью», который гарантировал человеку дальнейшую безопасность. Затем среди руссов начались болезни. По некоторым данным, местные женщины пытались отравить их.

Руссы пробыли в Бердаа несколько месяцев. Они захватили там огромную добычу, но положение их осложнялось с каждым днем: со всех сторон наседали мусульманские войска, болезни продолжались.

Однажды ночью руссы вышли к Куре, где стояли у причалов их суда, и отправились на родину. Так неудачно закончилась эта попытка утвердиться в землях вассалов халифата.

0


Вы здесь » НЕОКОММУНИЗМ » История России от истоков до Крещения » Дипломатия Древней Руси