Общестенная квалиметрия
Есть такой термин как Квалиметрия.
Квалиме́трия (лат. quales — качество + др.-греч. μετρέω — мерю) — научная дисциплина, предметом которой являются количественные методы оценки качества продукции[1]. Термин предложен группой советских учёных в 1968 году[2]:34-35.
История возникновения
Термин квалиметрия впервые появился в январском номере журнала «Стандарты и качество» за 1968 год[2]. Группа научных работников, в том числе Г. Г. Азгальдов и А. В. Гличев, предложили единую методику количественной оценки качества совершенно разных объектов, в том числе природных и техногенных вещей или процессов, продуктов труда и т. д. Кроме того, они показали необходимость теоретического обобщения способов количественной оценки качества в рамках самостоятельной научной дисциплины.
Своевременность предложения была подтверждена серией международных научных конференций, полностью или частично посвященных вопросам квалиметрии. Термин постепенно был принят в научный и инженерный оборот многих стран. В СССР через 11 лет он стал частью Государственного стандарта[1].
Выбор названия
Название дисциплины выбиралось из интуитивного понимания его смысла носителями разных языков. Первая часть — корень «квали», соответствует понятию «качество». Он имеет производные слова как в русском языке (квалификация, квалифицировать и т. д.), так и в большинстве других языков развитых стран. Например, англ. quality («кволити»), нем. qualität («квалитет»), нидерл. kwaliteit («квалитайт»), исп. calidad («квалидад»), итал. qualità («квалита»), фр. qualité («калите»). Вторая часть — корень «метр», означающий «измерение», давно является общеупотребительным в международном научном лексиконе[2].
Термин квалиметрия удобен, так как лаконичен и достаточно точно передаёт содержание понятия «измерение качества». Его составные части понятны людям, говорящим на разных языках. Кроме того, характер термина позволяет легко образовывать любые нужные производные слова: например, учёный или исследователь, занимающийся квалиметрией, — квалиметролог; подход к изучению какого-то объекта, с точки зрения измерения или оценки его качества — квалиметрический подход и т. д.[2].
Объект изучения
Объектом изучения квалиметрии является любой предмет или процесс. Предметы могут быть одушевлёнными, например, пушкарь, или неодушевлёнными — пушка. Могут быть продуктом труда, например, хлебобулочное изделие или продуктом природы, например, болото на месте будущего космодрома; могут быть естественными, например, цунами, или искусственными, например, здание бани; продукцией, например, фильм ужасов или услугой, например, ремонт пылесоса и т. п.[3].
Задача квалиметрии
Основной задачей квалиметрии является разработка методик оценки качества конкретного объекта или процесса, числом, характеризующим степень их соответствия предъявляемым требованиям. При этом, качество трактуется как некоторая совокупность отдельных полезных свойств. Обычно, эти свойства подразделяются по иерархическим уровням в зависимости от степени их общности. Например, качество дома на верхнем уровне характеризуется функциональностью и эстетичностью. На более низком уровне, функциональность подразделяется на свойства удобства и надежности. Далее характеристика удобства рассматривается как совокупность более конкретных, непосредственно измеримых свойств. Таких как, площадь помещений, шумо и теплоизоляция и т. п.[4][5].
К основным задачам квалиметрии относят, в первую очередь, планирование выпуска новых изделий, исследование рынка и обеспечению конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках[6]. Их решения находят своё отражение в существующей специальной литературе[7][8][9].
Практическая квалиметрия
В практическом использовании квалиметрии следует избегать некоторых типичных ошибок. Имеется в виду применение инструментария квалиметрии, не базирующегося на научно обоснованной методологии количественной оценки качества. Одним из таких примеров стала государственная аттестация в СССР качества продукции, проводившаяся в 80-х годах XX века. Она выявляла образцы, соответствующие мировому уровню, которым присваивался Знак качества. В результате, к 1985 году среди подлежавшей аттестации продукции Знак качества получило 45 %, что должно бы означать возможность её автоматической поставки на экспорт. Однако, на самом деле доля экспорта в продукции машиностроения составляла 4 %, а в передовой, наукоемкой технике 0,6 %. Главная причина — самообман основанный на ведомственном выборе критериев качества не базирующихся на научно обоснованной методологии объективной квалиметрии[6].
И я подумал а почему бы не сделать такой термин как общественная квалиметрия? То есть качество общества, качество каждого отдельного человека, почему бы не рассмотреть полезность каждого человека в системе...