Реакция семьи знаменитого конструктора на новости из-за океана – это, что называется, одни эмоции: то ли удивление, то ли обида, но уж точно не одобрение. О том, что самый известный советский и российский автомат, да и вообще символ русского оружия, теперь будет Made in USA, семья Калашникова узнала из СМИ.
"Все, что мы говорим – не имеет никакого значения. И самого Михаила Тимофеевича никто не спрашивал, когда продавали его изобретение. Когда-нибудь все, надеюсь, ответят за свои поступки", – говорит Елена Калашникова.
"Звездно-полосатое" будущее АК обрел на ежегодной выставке военной промышленности в Лас-Вегасе. Компания RWC или, в переводе, "Русское оружие" — официальный дистрибьютор автоматов в Штатах с 2012-го года. До сих пор детище ижевского конструктора здесь только перепродавали из нашей страны.
Во втором квартале этого года мы собираемся начать производство здесь, в Соединенных Штатах. То, что мы производим – это наши собственные АК-47 и карабины под брэндом "Калашников", — рассказал Мак Кроссин, исполнительный директор компании Russian Weapon Company.
Причина – санкции. Из-за политики собственных властей американский бизнес начал терять деньги. Спрос на проверенный десятилетиями АК только растет, а взять его теперь негде: закупать продукцию военного назначения в России запретил хозяин Белого дома. Пока пустеют склады, в RWC ищут землю под фабрику и нанимают рабочих. В полном соответствии с законом.
"Если компания производит что угодно на территории США, то она формально вообще не имеет отношения к России. Там надо только получить разрешение у своего правительства", — пояснил доктор юридических наук Всеволод Сазонов.
Необычного в новом заводе – разве что конкретная страна. Вообще же, с момента его изобретения только военные модификации АК и только официально успели поставить на конвейер почти два десятка государств. 70 миллионов стволов взяли на вооружение в пятидесяти армиях мира. Сам Михаил Калашников имел только авторские свидетельства. То есть право на изобретение, но не на использование.
"Наш товар смели с полок после санкций. А мы не против. Тем более что это доказывает популярность", — говорит руководитель пресс-службы концерна "Калашников" Екатерина Бони.
Правда, денег от этой популярности концерну, похоже, получить не удастся. По оценкам, продукция Калашникова, в первую очередь, карабины "Сайга", занимали до 80% рынка поставок оружия для полиции и других спецслужб США. Захотят ли заокеанские партнеры после снятия санкций сворачивать производство и возвращать на рынок импорт из России – еще вопрос.
"Концерн не должен просто так сдаваться. Надо бороться за рынки!" – убежден Игорь Коротченко.
Впрочем, потерять рынок совсем, уверены эксперты, концерну не грозит. Ведь настоящий Калашников – он как матрешка и икра – может быть только русским.