Научное обоснование
В ходе сектантского воздействия с помощью технологий нейролингвистического программирования создается псевдоличность, которая подавляет подлинное "я" и поддается внешнему контролю. Индивидуальность разрушается, а свобода воли подавляется. Людей стараются держать в неведении, ограничивая их доступ к альтернативной информации и снабжая их только односторонней, обработанной пропагандой дезой, зачастую откровенно лживой.
При этом воздействие концентрируется не на логической, а на эмоциональной составляющей, отключая критическое мышление. Лучше всего для этого подходят различные страхи, поэтому стараются запугать, заставить перманентно бояться – российского вторжения, банд "ватников", "азиатских орд", "Мордора". Страх! Заманивание в группу начинается с проповеди любви и идеализма (Национализм – это любовь), но как только человека посвящают во все тонкости доктрины, его охватывает перманентный страх. Сколько российских вторжений было в украинских СМИ в прошлом году? Я сбился со счета на пятом десятке.
В противовес к этому создается картинка рая, в который можно попасть, только если беспрекословно следовать групповым догмам. У обычных сектантов это может быть Эдем, Нирвана, что угодно, а у евромайдановцев – Европейский Союз, который они наделяют всеми мыслимыми достоинствами и игнорируют его многочисленные недостатки. При этом собственная жизнь воспринимается ими как Чистилище, из которого они могут вырваться только приобщившись к "европейским ценностям" и беспрекословно следуя им.
При этом активно используются различные ритуалы, являющиеся элементами культа-карго. Например, несколько дней назад украинские "активисты" в Риге подписали "символическую заявку на вступление в Евросоюз". Сразу же после того, как руководство ЕС заявило, что никто Украину в него принимать не собирается. Но, как видим, логическое мышление при этом не работает и не замечает очевидных противоречий.
То же самое касается одевания памятников в вышиванки, раскрашивания заборов и урн, размахивания флагами, распевания гимнов прочих ритуализированных действий – все они являются элементами культа-карго.
Деструктивные культы последовательно манипулируют элементами, формирующими личность человека, включая важнейшие верования и убеждения, ценности и отношения. Культовый контроль сознания отделяет человека от его подлинной личности и создает новую личность, зависящую от группы. С точки зрения психического здоровья, культовый контроль сознания расщепляет элементы психики, которые впоследствии собираются в иную, отличную от изначальной, конфигурацию.
Последователь культа фактически начинает демонстрировать признаки "диссоциативного расстройства" в том виде, как оно определено в диагностических справочниках. Его слова могут очевидно расходиться с действиями, противоречить сами себе, а его поступки могут противоречить его собственному представлению о себе. Например, человек может декларировать свою законопослушность, но при этом участвовать в массовых беспорядках. Или утверждать, что он патриот, но при этом не возражать против внешнего управления страной и/или продажи стратегических активов иностранцам. Ну или жить за границей и "любить" Родину издалека, не собираясь туда возвращаться. Вариантов множество.
Его поведение может также походить на поведение патологически зависимой личности. Он может испытывать родственную наркотической ломку без участия в митингах, без сжигания покрышек или без нападений на иных (инакомыслящих или представителей других этнокультурных групп). Это может быть как химическая зависимость (адреналиновая или тестостеронная наркомания), так и чисто психологическая.
Чтобы сектант считался хорошим членом культа (в нашем случае "патриотом"), его учат манипулировать своим прежним "я" и подавлять его. Переделка часто предполагает смену имени, одежды, прически, манеры речи и поведения, а также "семьи", "друзей", мыслей, эмоций, религиозных чувств.
Сектанты часто используют "птичий язык", новояз, который непонятен непосвященным. Начиналось все это с отдельных терминов типа "титушек", "колорадов" и "ваты", и постепенно пришло к тому, что в некоторых субкультурах все общение построено исключительно на новоязе.
Вовлеченность в культ очевидным образом ослабляет взаимопонимание между адептом и членами его семьи, соседями, друзьями и близкими. С человеком, находящимся под воздействием культового контроля сознания, особенно трудно говорить на рациональном уровне. Он действует в соответствии с совсем иным набором критериев, чем тот, который имеет смысл в вашей модели реальности. Использование деструктивных методов контроля сознания ставит под вопрос саму природу реальности.
Наиболее распространенные технологии зомбирования – это лингвистические двойные связи (double bind), т.е. путаница понятий, вызывающая растерянность, использование внушения, многократного повторения одних и тех же мантр, медитации, скандирование, моление, пение.
Также важной частью индоктринации является переоценка прошлого человека (внушение фальшивых и забвение положительных воспоминаний), как личной истории, так и истории народа в целом. Именно поэтому такое влияние в пропаганде уделяется очернению советской истории и восхваление различных нацистских коллаборационистов.
Гуманистическая психология утверждает, что у каждого есть свое подлинное "я". Тип индивидуальности у здорового индивидуума не меняется, несмотря на возрастные изменения. Смена типа личности, резкая смена убеждений и поведения часто указывает на нездоровое социальное давление, вынуждающее человека действовать так, будто он является кем-то другим. Результаты исследований показали, что культы создают именно такой вид давления. Эти исследования также подтвердили существование культовой личности, связывающей и затыкающей рот подлинному "я" подобно смирительной рубашке.