Цели и задачи данной темы:
Данная тема является частью манифеста НКП.
В этой теме будет рассмотрена проблема религии в целом и основных мировых религий в частности.
Первое сообщение темы будет постоянно редактироваться, дополняться идеями, версиями и вариантами манифеста…
Деньги и средства сопровождения товаров
Деньги. Как они появились? Зачем? И можем ли мы прожить сегодня без них. Возможно, ли построить здоровое развивающееся общество без денег. Как гласит классическая теория коммунизма – можно. Но тут нужно понимать, что не сразу, то есть нельзя взять и отменить деньги, это вызовет шок и кризис в экономике, политике и во всех смежных сферах жизни! То есть нужно разбираться…
По одной из версий деньги появились вследствие несопоставимости разных товаров. Ну например, два ремесленника производят товары, один производит глиняные горшки, второй – обувь. И как им договориться? Ведь каждый считает свой труд самым нужным! То есть первый – гончар, станет требовать за один горшок две пары ботинок, а второй – сапожник наоборот, за одну пару обуви возьмет два горшка. А если с ними начнет торговаться строитель, который за постройку дома потребует по 10 горшков и по 10 пар обуви и это только с одного.
Такое товарное отношение не всегда справедливое, крайне неудобное и вообще лишено всякой логики, ведь сапожнику может не нужно не горшков не дома, кому тогда будут продавать свои изделия строитель и гончар? В данной ситуации и появились деньги, изначально в виде золота, потом ценные бумаги и т.д. То есть деньги стали следствием модернизации человеческих отношений.
Деньги обладают несколькими функциями: деньги удобно переносить, транспортировать потому, что ходить в горшками или с сапогами не очень удобно! Нет никакой уверенности, что твой товар будет нужен, а деньги нужны всегда, то есть их всегда можно обменять на товары или услуги. Таким образом деньги стали средством сопровождения товара. Появилось новые профессии – финансисты, которые занимаются тем, что работают с деньгами, то есть из денег делают другие деньги. Это одна из версий, к которой мы еще вернемся. Но для полноты картины следует назвать еще одну версию возникновения денег. Итак изначально на первобытном уровне человечество не испытывало необходимости в денежных отношениях, все люди жили примеров равных условиях, делили добытое от охоты мясо поровну, либо по мере навыков каждого отдельного охотника, так самые сильные и ловкие могли получать при распределении больше остальных, но денег такой подход не требовал. Первобытное общество развивалось, кроме охотников стали появляться ремесленники, земледельцы и прочие специализации. Так появилось разделение труда, то есть тот кто умел хорошо охотится, стал охотником, а кто умел хорошо обрабатывать землю – стал земледельцем.
И если по первой теории возникновения денег такого разделения было достаточно, то для второй теории этого оказалось мало. Действительно мы не находим археологических подтверждений что первое разделение труда явилось поводом для возникновения денег, значит исследуем дальше! Само собой разумеется, что преимущественно гражданские (не охотничьи) специализации стали пользоваться неслыханным спросом, то есть охотиться на диких зверей было опасно. Люди, понимая это, желали оградить себя от опасности. Так появились люди, проводившие больше времени в изучении мира, материи, небе, звезд, птиц, рыб и животных. Появились лекари (шаманы), которые могли вылечить больного, которые могли ориентироваться по звездам и пр. Они накапливали знания и передавали их своим прямым потомкам. Своему ребенку хотят сделать хорошее будущее не только древние родители, но и современные и любые другие. Знания накапливались, а поколения сменялись, так солнечное затмение можно было представить как божественную кару и человек, знающий, когда оно наступит, мог поработить своим знанием многих не знающих. Так появились предводители, божьи посланники и пр. мессии.
Далее властные посланники богов захотели больше власти. Начались войны между племенами. Даже придумали причины таких войн. Ореолы обитания первобытных людей расширялось, они стали контактировать с другими племенами, появилось споры, соперничество и войны за места охоты, строительства, земледелия. Одно племя могло поработить другое, хотя острой необходимости в этом не наблюдалось. Так появлялись рабы, так появилось рабство. А Руководители племен – вожаки, божьи посланники продолжали накапливать знания и владеть своими рабами, мини государствами и племенами. Однако рабовладельцы понимали, что рабство очень не простая структура. Раб ненавидит своего хозяина, постоянно стремиться убежать, работает плохо не охотно. Кроме этого нужно еще содержать армию надсмотрщиков. И еще нужно воспитывать потомство, которое может вырасти не таким кровожадным как родительское начало.
Таким образом, появляется необходимость в денежном обращении. Рабовладельцы решают сразу несколько задач, они открывают добровольное рабство, так как большинство людей не богато, то ради жизни им придется работать на богатых – бывших рабовладельцев. Далее не нужно содержать армию надзирателей, наоборот надзиратели теперь тоже будут работать. Кроме всего прочего теперь рабовладельцы – богатые люди могли обеспечить счастливое существование своего потомства. Если ранее с передачей капитала в виде рабов могли произойти проблемы, то теперь передавались деньги, ценные бумаги и неодушевленный капитал и дети рабовладельцев получали от своих родителей все без издержек!
Вот такие две теории имеют место быть. Они противоположны по своему значению, так если первая теория гласит о том, что деньги придумали простые люди для облегчения межличностных отношений. То вторая теория говорит об обратном, то есть деньги придумали рабовладельцы для осуществления скрытого (добровольного) рабства. Так первая теория ставит деньги как средство сопровождения товаров, а вторая как запутанную субстанцию, повязку на глаза для честных рабочих. Но и в первой и во второй теории есть общее зерно, которое со временем увеличивается – отменить деньги уже не представляется возможным. Наша цивилизация уже настолько привыкла к ним, что отмена денег будет сопровождаться общим кризисом, встанут все производства, фабрики, транспорт и пр. Не выйдут на работу сотрудники, прогресс остановится. Начнутся бунты, революции, войны.
Классические коммунисты предлагают отменить деньги, переждать некоторое время волнений, переждать потоки крови и варварства и начать строить ответственное и честное общество без денег как средства эксплуатации. Капиталисты считают деньги единственным выходом для развития государства, они предлагают их оставить, пользоваться деньгами, как и прежде, обогащаться, но мы все видим к чему приводит разброс в доходах отдельных граждан. Неокоммунизм предполагает переход от капиталистических отношений с сохранением всех положительных и необходимых для прогресса решений касаемо денег и свободного рыночного регулирования, вместе с этим неокоммунисты не видят спасения только в деньгах либо в их безоговорочной отмене.
Необходимо чтобы деньги были не способом укрытия истины от народа, не средством невидимого добровольного рабства, а средством сопровождения товаров, средством развития общества. Первое что необходимо для этого сделать, это не отменять деньги полностью, а использовать политику сдерживания цен, устранения большого неравенства, национализации эмиссионного центра, создание государственного банка, стимулирование роста мелких частных хозяйств и конкурентоспособного рынка, устранение нежелательных монополий, национализация стратегических естественных монополий. Такой букет будет служить не как пробка или пробоина в экономике, а как клапан или буфер, который сможет приоткрывать крышку кризисов и застоев по мере наполнения ими общества.
К вопросу о деньгах мы еще вернемся в других разделах манифеста...
Прочитать другие разделы манифеста или выйти на главную тему можно по следующим ссылкам:
Буржуазия и пролетариат - предыдущий раздел
Манифест НКП - главная тема
Эквиваленты труду и времени - следующий раздел
Автор текста ДСВ